Пятница , Июль 20 2018
Главная / Культура / Ахундов Мирза Фатали
Ахундов

Ахундов Мирза Фатали

mirza-fatali-axundovМирза Фатали Ахундов занимает особое место среди азербайджанских просветителей.  Литературно-общественная деятельность его многообразна. Родился Фатали в городе Шеки. Его усыновил дядя – Ахунд Гаджа Алескер, фамилию которого он и носил. Начальное образование мальчик получил дома, дядя готовил его к духовному званию. Продолжал учебу Мирза Фатали в Гяндже. Здесь он познакомился с поэтом Мирза Шафи, оказавшим на молодого Фатали сильное влияние. Именно Мирза Шафи, узнав о намерении М.Ф.Ахундова принять духовный сан, отговорил его от этой идеи. В 1834 г. М.Ф.Ахундов переехал в Тифлис-культурный и административный центр Закавказья того времени. Тифлисская жизнь, государственная служба, педагогическая деятельность в Тифлисском училище, встречи с прогрессивными русскими писателями, журналистами, политическими деятелями (В.А.Сологубом, И.И.Клементьевым, Я.П.Полонским, по некоторым предположениям с М.Ю.Лермонтовым) повлияли на мировоззрение Ахундова. Обладая глубокими знаниями в области восточной литературы, владея арабским и персидским языками, Ахундов изучает русский язык и знакомится с выдающимися достижениями русской и западноевропейской науки и художественной литературы.

М. Ф. Ахундов создал шесть блистательных реалистических комедий, заложив основу самобытной национальной драматургии.

ahundov_1«Молла Ибрагим-Халил — алхимик, обладатель филсофского камня»
«Приключения визиря Ленкоранского ханства»
«Приключения скряги или Гаджи Кара»
«Повесть о мусье Жордане-ученом ботанике и дервише Мастали шахе-знаменитом колдуне»
«Медведь — победитель разбойника»
«Восточные адвокаты»

В комедиях этих Ахундов нашел доселе неизведанную на Востоке и потому особенно действенную форму для разоблачения патриархальных предрассудков, деспотизма, беззакония, скопидомства, суеверий. Они переводились и ставились в Иране и Афганистане.

Ахундов был инициатором ряда прогрессивных начинаний в истории азербайджанской общественной мысли. Он впервые выступил против старых, схоластических литературных канонов, защищал в искусстве идейность, пропагандировал реалистический метод. М.Ф.Ахундов защищал в Турецкой академии проект нового алфавита, который был введен в Турции только в 1928 г., т.е. спустя пятьдесят лет после смерти писателя.

Круг идей и тем азербайджанской литературы никогда не был ограничен узкой проблематикой. Общественно-философские проблемы, которые ставились в ней, часто затрагивали коренные вопросы жизни народов всего Востока. Эти традиции продолжил и М. Ф. Ахундов. Когда писатель выступил против восточного деспотизма, он имел в виду положение трудящихся не только Азербайджана, но и Турции, Ирана, Индии.

В «Письмах Кемал-уд-довле» иранский принц пишет индийскому принцу: «Если даже наш падишах деспот, слава богу, он — наш, слава богу, что мы, подобно вам, не терзаемся в руках чужой нации. Всему миру известно, как англичане обращаются с населением Индии. Разве Англия, владеющая цивилизацией и учредившая Конституцию, обращается с индийским народом лучше, чем деспот? Если сравнить с деспотами, то последние куда лучше англичан».

Трудно переоценить значение таких высказываний Ахундова для всего колониального Востока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.