Пятница , Сентябрь 22 2017
Главная / Общество / Каспий, хранящий тайны веков.

Каспий, хранящий тайны веков.

Cколько тайн и неизведанного хранится в этом большом озере, которое называется морем…
caspian-sea
Каспий — сколько всего неизведанного хранится в этом большом озере, которое называется морем. С давних времен оно пленило своей неизведанной таинственностью людей, стремившихся покорить его стихию. Его воспевали поэты в своих стихах, путешественники схематически описывали в картах. Первые упоминания о Каспийском море встречаются на древних табличках ( IX век до н.э.), найденных при раскопках столицы Ассирии города Ниневии. Там оно именуется «великим восточным морем».

За свою тысячелетнюю историю Каспийское море имело около 70 названий. Многочисленные народы, населявшие его берега, именовали его каждый на свой лад. Огнепоклонники Абшерона называли Каспий море Варгана, арабы — Хазар или Джурджан, китайцы — Сихай, иранцы — Кользум, индусы — Ворукаша, туркмены — Куккуз, казахи — Атырай, турки — Кучук-Дениз, татары — Ак-Денгиз, монголы — Чаган-нор, русские — Хвалынским или Хвалисским. Античные авторы называли Каспийское море Гирканским — по названию прибрежной страны Гиркания (страна волков). Свое современное наименование Каспий получил по названию древних племен — каспиев, населявших правый берег Куры, близ моря во II тысячелетии до н.э.

Внимание специалистов всегда привлекали археологические и исторические памятники, как побережья, так и находящиеся под водой. Археологические работы велись у мыса Шувялан, мыса Амбуранского (Кегня Бильгя), на островах Пир-Аллахи, Жилой, у мыса Гюргян. Наличие подводно-археологических памятников Каспия объясняется тем, что в историческом прошлом, когда сменялись периодические вековые и тысячелетние колебательные периоды уровня воды, характерные для Каспия, человек селился на берегу, строил и оставлял следы своей деятельности, которые за многие века и тысячелетия обнаруживались то на морском дне, то на суше. В результате увидели свет неповторимые архитектурные памятники разных эпох и стилей, завораживающие своей мощью и необычным выбором построения. Выявление этих памятников дает ценный материал об истории народов, населявших этот водный бассейн.

Многочисленные археологические материалы, характеризующиеся своеобразной художественной обработкой, довольно ярко свидетельствуют о значительном развитии здесь отдельных отраслей ремесла еще издревле. На берегу в различных местах выявлены остатки жилищ в виде глинобитных построек с домашними очагами и тендирами (печами для выпечки хлеба), хозяйственные ямы и ямы опорных столбов с обожженными кольями, следы арыков и сточных канавок, сооружения из квадратного обожженного кирпича, обнаружены строительные облицовочные изразцовые плиты и каменные блоки. При этом было найдено большое скопление простой и глазурованной керамики, орудия труда (каменные жернова, точильные камни-оселки), украшения из стекла, в основном браслеты, сердоликовые бусины, медные и серебряные монеты (династии Эльдегизов, Дербенди и Хулагуидов). Так же были выявлены якорные камни, металлические якоря разной конструкции адмиралтейского типа. Акватория Абшеронского архипелага скрывает под водой остатки затонувших кораблей, количество которых достигает 60. Со дна морского было извлечено большое количество предметов материальной культуры — это в основном, керамические изделия, украшения, предметы быта, медная посуда, изделия из фаянса и т.д. Обнаруженная керамика свидетельствует о высокой культуре средневекового Азербайджана. Среди найденных под водой фрагментов керамических изделий имеются как местные, так и привозные.

Среди всех этих многочисленных находок необходимо отметить и значимые архитектурные памятники, такие как замок в Бакинской бухте под названием «Баил Гесри». Этот окутанный тайнами замок в течение многих лет привлекал внимание исследователей: Н.В.Ханыкова, А.Бакиханова, С.Ленца, К.Спасского-Автономова, А.Филиппова, А.В.Вознесенского, А.И.Михалевского, Б.Дорна, В.Бартольда, А.К.Маркова, А.Дюма (1858г.), И.Н.Березина, С.Г.Гмелина и других. Все они упоминали о нем в своих заметках и статьях . Так например в «Морской географии Каспийского моря или лоции» Филиппова (1883 г.) «Баил Гесри» читаем следующие строки: «Близ Баилова мыса видны над водой несколько камней, а все вместе — что-то вроде здания, изогнутого к востоку. Эти подводные развалины считают остатками бывшего здесь когда-то Караван-Сарая, потопленного водой или разрушенного землетрясением. Бакинские жители называют эти развалины «Баиловскими камнями», другие говорят, что на этом месте погиб город Шах-Бах. Во всяком случае, развалины эти можно приписать ко времени построения Девичьей башни». В описании Ф.И.Саймонова Бакинской бухты, относящихся к 1723 году, значится: «В Бакинском заливе, две версты от города к югу, видны на четыре сажени глубины остатки большого каменного строения, которого, хотя большая часть уже и развалилась, однако в некоторых местах выше воды знаки есть. Сказывают, что-то — Караван-Сарай, который в старину стоял на твердой земле и землетрясением поглощен морем». По словам Бакиханова: «В окрестностях Баку есть крепостные и надгробные камни, когда-нибудь их тайна раскроется».

Уникальный памятник древности — «Баил Гесри» был назван согласно близ находящейся местности. Сам памятник представляет собой уникальное сооружение, построенное на каменной плите — островке. Эта Бакинская «Атлантида» была протяженностью в 180 метров, шириной в 40 метров и имела форму неправильного четырехугольника. Неидеальная форма крепости подстроена под форму скалы, на которой она располагалась. Мощные каменные стены, толщиной около 1,2 — 1,8 м., соединяют 15 15 круглых и полукруглых башен между собой: 3 по форме — круглые, внутри полые, две южные — угловые и северо-западная, а остальные 12 башен — полукруглые. В кладках фундамента башен, ниже цоколя, расположены большие камни с ушками круглой и четырехугольной формы, которые, очевидно, предназначались для привязывания стоящих у причала кораблей. Археологические раскопки показали наличие внутри основ от квадратных комнат — келий, имеющих места от дверей и санитарные трубы, выходящие во двор. Были найдены водопроводные линии. В западной части обнаружили остатки основы фундамента большого построения и остатки пандусов и лестниц. Доступ в сооружение был с двух сторон; с южной и северо-западной. Так же были найдены, но не изучены подземные дороги, ведущие к Девичьей башне. Помимо подземных дорог на сушу вели две дороги, сделанные из камня и песка, которые при поднятии уровня моря остались под водой. Об этих дорогах упоминает также и Бакиханов в своем произведении «Гюлистани Ирам». Одна из дорог вела к теперешней площади Азнефть, а другая к полуострову Баил. Эти дороги, проходя над скалой, напоминают железную дорогу.

Произошедшее в Баку в 1306 году сильное землетрясение разрушило сооружение, уровень Каспия поднялся, оставив его под водой (уровень воды дошел до Джума мечети, располагающейся в Ичеришехер). В 1925-26 годах камни памятника обнажились почти до самого их основания. Первые археологические работы были проведены в 1938-40 гг., затем продолжены до 1969 года. Работы азербайджанских археологов И.М.Джафарзаде, Е.А.Пахомова и О.Ш.Исмизаде прояснили многие вопросы, касающиеся памятника. К ним присоединились и исследования эпиграфистов — М.Нейматовой и С.Насировой, архитекторов Л.С.Бретаницкого, И.П.Щеблыкина, Д.А.Ахундова и других. Несмотря на исследования, проведенные вокруг памятника, он все же до конца не изучен и овеян ореолом легенд и сказаний.

Ученые-исследователи называли его «Сабаил», «Баиловскими камнями», «Подземный город», «Карвансарай», «Ханега», «Монастырь», «Таможня», «Оборонительная крепость» и т.д. Некоторые придают названию религиозное значение, потому что слово состоит из трех слогов: «Са»-три, «ба» и «ил»-бог. То есть место трех богов. Поэтому здесь мог размещаться памятник огнепоклонства или же это могло быть местом своего рода «Ханегой», где могли находить себе пристанище дервиши. Точное предназначение этого построения, его историческая роль и причина его разрушения остаются загадочным, вызывая споры. В 1939-1969 годах Институтом истории Академии наук была организована археологическая экспедиция под руководством профессора Е.Пахомова, с участием кандидатов исторических наук И.Джафарзаде и О.Исмизаде. В результате проведенных работ были выявлены более 699 каменных плит с надписью, медная монета, фрагменты глинянных изделий и остатки керамических труб. Среди этих находок был выявлен фрагмент «круглый столб», являющийся редкостным для азербайджанской архитектуры элементом. На каменных плитах есть надписи с очень глубокой и красивой резьбой на арабском и фарсидском языках. И кроме того, изображение орнаментов, растительных завитков, животных, людей, птиц и мифологических существ. Плиты размещались по верху всей баиловской островной крепости, фризом охватив все сооружение между оборонительными башнями, и имели большие размеры (высота 50 см, ширина от 25 до 50 см, толщина от 12 до 15 см). Протяженность надписи необычно большая, около 400 метров и не имеет аналогов.

По исследованиям искусствоведа А.Саламзаде «Баил Гесри» относится к эпохе Ширваншахов и является очень достоверным материалом для изучения тогдашней культуры и истории Ширваншахов. Как писала эпиграфист Сакина Насирова: «Составляющие последовательный ряд имен Ширваншахов рельефные камни представляют собой большой интерес. Над именем каждого шаха в строгой симметрии, изображены головы людей, зверей, птиц и фантастических существ, являющихся геральдическими знаками правителей». Есть предположение, что это были также и зодиакальные знаки отдельных правителей. По свидетельствам азербайджанского автора XIV века Арифа Ардебили и немецкого ученого XVII века Адама Олеария аналогичные рельефные изображения животных и человека были на верхней части крепостных стен, окружающих неприступный замок Гюлистан, построенный Ширваншахом Ахситаном I в XII веке. Имена Ширваншахов были написаны крупной глубокой резьбой на камне надписью «несх» одной или двумя строками. На плитах сохранились также имена мастеров — Зейн- ад-дин Абу-Рашид и Абу Рашид бин Зейн-ад-дин. И после долгих исследований были выявлены даты по хиджри 630-632 годы, имена Ширваншахов — Езид, Магомед, Фарибурз, Гершасб, а также названия городов — Баку, Шамаха и слова — султан, титулы шахов, выдержки из корана. По этим работам можно определить высокий уровень профессионализма и таланта мастеров того времени. Но большинство камней (30 %) из-за долговременного нахождения под водой утеряли свои надписи и кроме того не все камни из- за ряда причин были подняты со дна моря. Обращает на себя внимание и версия о том, что сооружение памятника не было закончено. Ни один из вышеперечисленных авторов не свидетельствует о том, что плиты-фризы с рельефными изображениями и надписями были обнаружены на стенах и башнях крепости. Все они находились у подножия крепостных стен. Кроме этого были найдены плиты с незаконченными рельефами, с намеченным контуром рисунка. Все эти камни хранятся на среднем дворе Дворца Ширваншахов, в Музее искусств имени Р.Мустафаева и музее Истории Азербайджана.

На плитах есть слово «гюрджи» и портрет грузинской царицы Тамар. И это не случайно потому, что в те времена между Грузией и Азербайджаном было прочное политическое объединение, дружеские и родственные отношения. По некоторым сведениям эта женщина — дочь грузинского царя Давида Строителя, которая вышла замуж за Манучехра и родила сына Ахситана. Она приняла мусульманство и жила в Азербайджане. После смерти Манучехра она возвратилась в Грузию, постриглась в монахини и основала Тиговский монастырь.

Среди изображений животных имеется голова быка, рисунок встречающийся у Восточных ворот Крепостных стен и на найденных близ Девичьей башни камнях. Известно, что бык являлся тотемом (божеством) у древнетюркских племен и олицетворял плодородие, и вполне возможно, что первым гербом древнего Баку было изображение головы быка, свидетельствующее о могуществе и отваге азербайджанского народа в борьбе с захватчиками. На баиловских камнях имеются некоторые фрагменты в натуральную величину: это изображения лошади и льва.

Наряду с надписанными камнями внутри сооружения были найдены бытовые предметы, неглазурованная посуда и медные монеты с именами Ширваншаха Фаррибурза Гершасба и Хаджиф Ан-Насири (1180-1225).

Среди надписей был фрагмент имени сына архитектора Абдул-Масуда, который одновременно с «Баиловским Гесром» работал в 1232 году в построении Мардакянского оборонительного сооружения, входящего в общую оборонительную систему государства Ширваншахов. В строении был использован камень — известняк, называемый бадамдар. Хотя это строение воспроизведено c большим мастерством и доказывает высокое искусство Ширван-Абшеронской архитектурной школы XIII века, оно не было типичным для этой школы зодчества.

В мирные годы «Баил Гесри» мог служить морской таможней Ширваншахов на торговом пути Ирана с Азербайджаном, а также из России, Средней Азии и Европы прибывали купцы. А также он мог служить оборонительным сооружением, учитывая особенности его строения. По историческим сведениям, монголы атаковали и окружили его и, открыв огонь, смогли только разрушить его верхнюю часть, но не захватить. Это подтверждают найденные в кладках фундамента башен, расположенные ниже цоколя, большие камни с ушками круглой и четырехугольной формы, которые, очевидно, предназначались для привязывания стоящих у причала кораблей. Здесь также был найден камень со словами «Бандали-Баку» (Бакинская гавань). Значение Баку как важного порта отмечено в старинном европейском атласе, составленном в 1375 году на каталонском языке. В XII-XIV веках на Каспии плавали генуэские и венецианские купцы. В Баку стояло множество их судов, современных по тем временам конструкций.

Крепость считалась одним из мощных крепостных сооружений Кавказа. По словам местных рыбаков, в спокойное время над поверхностью воды можно было увидеть зубцы, расположенные в верхней части построения. Даже находясь под водой, под слоем ракушек, ила и новых отложений, Баил Гесри удивлял устремленные на него взоры людей своей мощью, величием и необходимостью городу, показывая свою незначительную часть над Каспием. Остатки фундамента свидетельствуют как о мощи строения, так и о могуществе государства Ширваншахов.

авт. Фидан Сеидова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.