Воскресенье , Август 19 2018
Главная / Культура / Художественное чтиво / Проблема — явление относительное
проблема

Проблема — явление относительное

Вам ведь хорошо знакомо это чувство — «У меня проблема!» Особое стечение обстоятельств, которое ставит вас в неудобное положение и требует принятия нелегких решений или выполнения тяжелой работы. Вы-то хотели отдохнуть, хорошо провести время, а тут вам жизнь устраивает очередной геморрой… или это вы сами наступили на очередные грабли… или это начальник — козел… или это другой водитель вас подрезал и вам теперь бодаться со страховой. А может у вас психологическая проблема? Вы одиноки? Вы недовольны собой? Вы боитесь остаться без пропитания? Боитесь не справиться с жизнью?

У любого нормального человека есть целый ворох проблем. Если этот человек душевно слаб, то он всему миру сообщит о том, как тяжело ему живется и как жизнь с ним несправедлива. И, конечно же, сам он будет полностью поглощен своей драмой. Жалость к себе, апатия, вечная усталость. Если человек силен, никто посторонний, возможно, никогда и не узнает о каких-либо его проблемах. И сам этот человек будет относиться к своему положению стоически — не скулить, а крепко сжав зубы бороться за жизнь. Если этот человек еще и мудр, то ко всему прочему он, вероятно, будет осознавать, что все проблемы настигли его справедливо и заслужено. Жалеть себя нечего — надо справляться и все.

Ключевой момент здесь в том, что даже при абсолютно беспощадном к себе отношении и даже при понимании того, что ни одна проблема не случается просто так, у человека есть именно это специфическое ощущение — «У меня проблема!» Один себя жалеет и жалуется всему миру на весь мир. Другой себя не жалеет и не жалуется. Но оба находятся в одном и том же очень специфическом состоянии, которое необходимо, чтобы мог возникнуть «проблемный» взгляд на жизнь.

Другой важный момент, что два разных человека, находясь в одной и той же ситуации и столкнувшись с одними и теми же обстоятельствами, дадут разную оценку происходящему. Один скажет «Это проблема!», другой скажет — «Не вижу никакой проблемы!» И речь сейчас не о том, что второй мудр, как Будда, а только о том, что у него другой жизненный контекст. Допустим, у обоих шумные соседи. Один не может выспаться по-нормальному, когда ему надо вставать рано утром и до ночи работать над авральным проектом. А другой, например, туговат на ухо или сам шумит похлеще, или шум за стеной вызывает у него какие-то теплые детские воспоминания и именно под них он сладко и счастливо засыпает. Ситуация одна и та же, но проблемой она становится только при особых личных обстоятельствах и особом личном отношении к происходящему.

То есть, по меньшей мере, проблема — штука относительная, возникающая напополам из внешних условий и внутреннего контекста человека. И переживание проблемы, прохождение через нее тоже может отличаться у разных людей. Один видит проблему, решает ее и делается сильнее. Другой — видит проблему, жалуется и делается слабее. Но не спешите делать вывод, что вариант «А» лучше варианта «Б». Давайте присмотримся к проблеме «проблем» повнимательнее.

Возьмем какой-нибудь простой случай. Например, вас затопили соседи. Надо спешить на работу, а тут с потолка хлещет вода и заливает вашу драгоценную домашнюю библиотеку/компьютерную технику/мягкую мебель. И имущество спасать надо, и на работу надо, и накоплений лишних нет. А сосед — пьяница. Денег на ремонт с него не вытрясешь и дверь не откроет — надо вызывать аварийку и перекрывать весь стояк. В общем, проблема!

Если вы человек психологически неустойчивый, то в зависимости от темперамента, будете рвать и метать или тихо плакать в углу от бессилия перед своей тяжкой и несправедливой судьбой. Если жизнь вас к этому моменту немного закалила, то тихо чертыхаясь сквозь зубы вы примите необходимые решения и выйдете из ситуации злым или опечаленным, но не затравленным и без истерики. Чем больше жалости к себе, тем интенсивней и дольше страдания переживания.

Казалось бы, отсюда следует логичный вывод, что надо победить жалость к себе, стать сильнее, и тогда все будет замечательно. И в общем-то это разумный вывод — чем более человек крепок психологически, тем проще он воспринимает и разрешает свои проблемы. И если написанное ниже покажется непонятным или неубедительным, то стоит остановиться хотя бы на этом этапе — перестать себя жалеть. Одно это достижение уже сильно облегчит существование в мире, ориентированном на силу и экстраверсию.

Но. Как всегда, есть одно большое Но. Человек слабый и человек стойкий сильно отличаются в том, как они переносят свои проблемы, но при этом они ничуть не отличаются в том, как они эти проблемы создают. С более широкой точки зрения, совершенно не важно, как человек реагирует на проблему, потому что это всего лишь борьба с симптомами. А самое плохое уже все равное случилось — слабый или стойкий, но они оба уже совершили главную ошибку — создали «проблему». Оба они больны одной болезнью и отличаются лишь в том, насколько эффективно борются с ее последствиями.

Что происходит в исследуемой нами ситуации на самом деле? Потолок испорчен, книги/техника/мебель испорчены, на работе пришлось брать отгул, деньги отложенные на отпуск теперь пойдут на ремонт. Ок. Проблема это или нет? Давайте разберемся в понятиях. Здесь мы имеем фактические материальные потери — с этим не поспоришь. Также здесь присутствуют те потери, которые в суде именуются моральными — тоже не будем спорить. Но является ли сама по себе потеря «проблемой»? Для кого-то потеря ста рублей — это трагедия, для другого — недосчитаться тысячи рублей обычное дело. Вероятно, дело не в самой фактической потере, а в том, как ее оценивает данный конкретный человек, исходя из своего личного контекста. То есть проблема создается не самой ситуацией, а отношением к ней. Так?

Проблема, стало быть, — явление относительное. Нет ни одной ситуации, которую бы все семь миллиардов людей расценили бы, как проблему. Все проблемы возникают только в глазах и восприятии данного конкретного наблюдателя. Окажись на его месте другой человек, проблема бы не возникла. И даже если бы нашлась этакая супер-проблема, с которой бы согласилось все человечество, то что станет с этой проблемой, если все умрут? Останется ли эта проблема на Земле, если больше нет тех, кто ее совсем недавно видел со всей очевидностью? Существовала ли вообще какая-то проблема в реальности или она была всего лишь специфической (и довольно странной!) точкой зрения на происходящее? Конец света — это проблема? Для кого? В каком именно контексте прекращение бытия становится проблемой? Является ли конец света проблемой, если нет никакого контекста?

Итак, любая проблема субъективна и относительна. Но относительно чего она относительна? Здесь у нас есть три фактора.

Во-первых, общая жизненная ситуация. Один богат, другой беден. Один снимает квартиру и давно собирался с нее съезжать, другой только что ее купил и отремонтировал. Разные обстоятельства предполагают различные точки зрения на нашу ситуацию. Это самый очевидный фактор и одновременно наименее доступный для нашего прямого влияния. В конце концов, все мы находимся в СВОЕЙ ситуации и она у нас одна — такая, какая есть. А проблемы случаются внезапно, не дожидаясь того, чтобы мы смогли подстроить под них всю нашу жизнь.

Во-вторых, личная система координат. Этот момент потоньше, но тоже довольно прост. Один с трепетом относится к книгам, другой считает их бесполезной тратой бумаги. Один верит, что запланированная поездка в отпуск сделает его счастливым, другой верит, что все произошедшее — к лучшему. Один убежден, что деньги — это что-то очень важное, другой убежден, что важнее добродетель и смирение. В зависимости от привычной точки зрения и личных убеждений, одна и та же фактическая ситуация оказывается злейшим злом или высшим благом.

Проблема, значит, возникает только тогда, когда имеющиеся у данного человека представления о жизни диктуют ему именно такую оценку произошедшего. Деньги терять плохо + они потеряны = проблема. Поехать в отпуск хорошо + нет денег = проблема. Но верно и обратное. Если негативная оценка ситуации относительна, то и положительная ее оценка тоже относительна. Что немцу хорошо… как говорится. И зло, и благо возникают из одного и того же места — из имеющихся личных представлений о жизни. Измени представления, и зло станет благом, а благо — злом. Но ни первого ни второго в жизни нет — это лишь относительные условные и субъективные точки зрения на происходящее. И в отличие от прочих жизненных обстоятельств, изменить свои представления не так уж сложно. Во всяком случае, попроще, чем из бедного стать богатым.

В-третьих, личная значимость, важность себя-любимого. Это та странная штука, которую мы считаем главной своей драгоценностью, и из-за которой, даже понимая относительность своих взглядов на жизнь, мы ни за что не готовы от них отказаться. В каком-то смысле можно сказать, что это ситуация, в которой мы отождествляемся со своими представлениями о жизни. Наши представления, наша жизненная позиция, наши взгляды, наши ценности — это и есть то, что делает нас особенными — НАМИ! Отказаться или изменить их, значит, предать самих себя! И здесь же происходит отождествление с прочими материальными и нематериальными объектами, которые обладают какой-то особой личной значимостью — имущество, справедливость, честность, вера в бога и всякое прочее.

Это самое сцепление себя со своими представлениями и общая фиксация на том, чтобы утвердить свою значительность (чем я значительнее — тем живее!), приводит к тому, что каждая фактическая ситуация рассматривается прежде всего через призму собственной значимости. Затопили квартиру? Как это отражается на МНЕ? Это меня оскорбляет! Или, наоборот, это дает мне возможность проявить свое смирение и благородство, ура! Испортили МОИ любимые книги? Это трагедия! Лишили МЕНЯ отпуска? Кошмар!

Каждая ситуация дает либо новый повод для гордости, либо бьет по самооценке. И чем сильнее задевается мое Эго, тем более важной и значительной кажется ситуация. Если ситуация укрепляет мои личностные позиции, это благо, это добро. Если ситуация ставит под вопрос мою значительность, это зло, это проблема! И вроде бы можно было бы изменить свой взгляд на ситуацию и пересмотреть свои привычные представления ради того, чтобы развеять свою иллюзию возникшей проблемы, но тогда развеется и иллюзия того, что до сих пор поддерживало самооценку (оно ведь основано на тех же представлениях!), и к тому же отказ от своих представлений — это личное политическое и социальное самоубийство. Два против одного. Вывод очевиден — уж пусть я лучше получу одну проблему, чем два удара по самооценке.

Таким образом искаженный относительный взгляд на реальность приобретает твердость и убедительность. Относительное перестает восприниматься таковым и превращается в личный абсолют, за который, если ставки подскочат, можно и умереть. За Честь, за Правду, за Родину, за все то, что делает меня мной в моих собственных глазах. Выживание представлений о себе оказывается превыше выживания физического.

А если теперь отвлечься от всего относительного, то что остается в сухом остатке? Является ли проблемой залитая пьянчугой-соседом квартира?

Нам всем легко увидеть эту ситуацию, как проблему. Этой точке зрения на жизнь обучают нас всех. Но попробуйте все-таки отвлечься от привычных воззрений и хотя бы допустить возможность такой точки зрения на эту ситуацию, из которой никакая проблема здесь не возникнет. Отвлекитесь сейчас ото всего. Это не ваша квартира, не ваши деньги, не ваш отпуск. Вас лично этот потоп никак не касается и не затрагивает. Есть тогда здесь какая-нибудь проблема? Вероятно, нет. А теперь снова верните в уравнение себя — ваша квартира, ваши деньги, ваш отпуск, ваше время, ваши взгляды — но просто не цепляйтесь за это. Можете вы на свою личную ситуацию взглянуть безличностно? Все ваше, но вас лично не касается. Попробуйте. Постарайтесь!

Вы просто потеряли деньги. Вы просто не поедете в отпуск. Вам просто нужно заново сделать ремонт. Отступитесь хотя бы в порядке эксперимента от своей гордости, и вы обнаружите, что в затопленной квартире нет никакой проблемы. Есть новая жизненная ситуация, с которой вам предстоит иметь дело. Какие-то ваши планы придется изменить. Какие-то желания не исполнятся. Да, все так. Но проблемы в этом никакой нет… пока вы не начинаете сражаться за правду, вселенскую справедливость и личную гордость — МОЯ квартира, МЕНЯ затопили, МОИ деньги, МОЙ отпуск.

В реальности никаких проблем нет. И это не какое-то особое мистическое откровение — это банальная из банальностей, очевидная при даже самом поверхностном рассмотрении реальной ситуации. Проблема возникает из ограниченного и фиксированного на собственной значимости взгляда на жизнь.

Представьте и вдумайтесь в это по-хорошему! В вашей жизни никогда не было ни единой проблемы, ни единого реального повода для страдания и чувствования себя несчастным! Все свои проблемы, несчастья и страдания вы создали сами из ничего — из своих взглядов, с которыми вам жалко расставаться, из своей гордости, которая вам важнее жизни, и в конце концов из своего упрямства и желания прогнуть весь мир под свои представления. В любой момент можно было отступить, сделать шаг назад и обнаружить отсутствие проблемы, но с упорством и старанием дятла вы всякий раз выбирали и выбираете долбить гранитный монолит бытия.

Стоило оно того? Вспомните все те проблемы, из-за которых вы рыдали и погружались в депрессию. Вспомните проблемы, из-за которых вы наломали кучу дров и потом жалели об этом. Стоило оно того? Наверное, на тот момент стоило, иначе, поступили бы иначе. Но стоит ли продолжать в том же духе? Стоит эта личная гордость того, чтобы и весь остаток жизни прожить от проблемы к проблеме? Вся жизнь — война, да? Или нет?

Главная причина неразрешимости проблем — нежелание признать субъективность и относительность своего взгляда на реальность. Священная вера в свою правоту и объективность — «Если Я вижу проблему, значит, она есть!» Но это только личный мираж — никакой проблемы нет! А как не хочется отказываться от своего права на объективную проблему, да? Насколько все усложнится, если некого станет винить в своем несчастье! С миром все в порядке, со всем и со всеми все в порядке, но если в вашей жизни полно проблем, значит, что-то очень не в порядке лично с вами — вы живете в вымышленном мире и не осознаете этого.

Автор: Олег.С

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.