Пятница , Ноябрь 17 2017
Главная / Общество / Шихабеддин Сухраварди — великий учитель и философ древнего Востока
Сухраварди

Шихабеддин Сухраварди — великий учитель и философ древнего Востока

сухравардиВыдающийся суфийский мыслитель Шихабеддин Абухафс Омар Сухраварди родился в 1145 году в Азербайджанском городе Сухравард, близ Занджана. Он был основателем одного из авторитетнейших до сих пор во всем мусульманском мире суфийских братств «сухравардийа». Многие ученые считают, что возникновение этого братства восходит к его дяде Дийааддину Абу-н-Наджибу ас-Сухраварди (1097-1168), влияние которого на Шихабаддина было очень велико.

Дийааддин ас-Сухраварди юношей покидает родной Сухравард и отправляется в Багдад на учение. После окончания учебы он преподает в знаменитом университете Багдада «Низамийа», а затем идет, как это было принято у суфиев, в ученики (мюриды) к великому шейху Ахмаду ал-Газали, который становится его наставником (мюршидом). Здесь он ведет уединенную жизнь отшельника в суфийской обители (рибате) на берегу Тигра. Слава о нем идет по всему Востоку. Многие хотят стать его мюридами. Он был наставником таких известных суфиев, как Абу Мухаммед Рузбихан Бакли Ширази (умер в 1209), Исмаил ал-Касри (умер в 1193) и Аммар ар-Бидлиси (умер около 1200). Его ученики были наставниками великого хорезмийского суфия Наджмаддина Кубра, основателя суфийского братства «кубравийа».

В то время широкой известностью пользовалась книга-руководство Дийаадина ас-Сухраварди для обучающихся суфиев-мюридов «Адаб ал-муридин». Это было одно из самых ранних пособий подобного рода. Шихабаддин, продолжая семейные традиции, пишет руководство уже для духовных наставников — мюршидов, под названием «Авариф ал-мариф». Первой школой, которую посещал юный Шихабаддин, был рибат его дяди, высшее образование получил в одном из самых знаменитых университетов Востока «Низамийа», где в свое время преподавал его дядя. Это университет (медресе) заметно отличался от многих известных в то время аналогичных учебных заведений средневековья. Университет был основан в 1067 году по инициативе и на деньги тюркских — Сельджукских правителей, и в честь их великого визира Низамимулька, очень много сделавшего для его успешной деятельности, был назван «Низамийа». Обучение в нем проводилось полностью за счет Сельджукских правителей. В среднем, в год они расходовали около 600 тысяч динаров на жилье и питание студентов и жалование преподавателей, а так же на специальную университетскую форму студентов и преподавателей. Университет сыграл огромную роль в развитии науки и культуры на всем Востоке. Лучшие ученые Востока приглашались сюда для преподавания таких наук как теология, история, логика, языкознание, литературоведение, астрономия, математика и других. Отбор педагогов производился непосредственно Сельджукскими правителями. Многие ученые эту медресе считают первым университетом современного типа на Востоке, а педагогов этого университета называют профессорами.

Азербайджанские ученые участвовали в создании этого университета, преподавали там. Университет воспитал целую плеяду ярких ученых Азербайджана. С первых дней создания университета там преподавал филологию и заведовал богатой библиотекой Хатиб Тебризи. Окончили или преподавали там такие выдающиеся ученые, как Абдулманакиб Занджани, Махмуд Занджани, Аминаддин Варави, Абулфаз Ардабили и многие другие.

Закончив университет, Сухраварди очень быстро завоевывает широкую известность ученого-философа суфия на всем Востоке. Шихабаддин не был аскетом, удалившимся от мира, хотя и был великим суфийским шейхом. Известные ученые в то время, как правило, привлекались к политической и культурной жизни крупных и мелких правителей, старающихся прослыть просвещенными правителями. Не обошла эта участь и Сухраварди, но он не становится украшением дворцовой короны, а активно подключается к политической жизни двора. В ученом просыпается великий дипломат и правовед. Сухраварди, занимает должность советника халифа ан-Насир ли-Диниллаха (1180-1225) и ведет ответственную дипломатическую службу, не забывая, конечно, при этом, и о своих обязанностях шейха. От имени халифа он ведет дипломатические переговоры в Сирии и Египте, в городе Халебе, столице Эйюбидов. О его пребывании в Хабеле, где он участвовал в дискуссиях с учеными, современник писал: «ас-Сухраварди произнес во дворце ал-Малика аз-Захира такую речь, которая была не только риторически современной, но и до такой степени впечатляющей, что сердца слушателей стали покорными и в глазах у них появились слезы».

В 1217-1218 годах Сухраварди вел дипломатические переговоры с хорезмшахом Мухаммедом. Через год с дипломатической миссией он едет в Анатолию к сельджукскому правителю Коньи Алааддину Кайкубаду I. Авторитет Шихабеддина, как суфийского наставника, политического деятеля, ученого и оратора был настолько высок, что для него халифом был выстроен специальный рибат, который скорее напоминал дворец. Там был целый комплекс строений с богатой библиотекой, баней и садом для самого халифа и его семьи. Здесь он мог работать, читать публичные лекции и организовывать диспуты. Лекции его собирали большое количество слушателей. Послушать его выступления приезжали со всей страны. Публичные лекции он так же регулярно читал в знаменитом университете «Абу-н-Наджиб». Сухраварди выделялся своим исключительным риторическим талантом и глубоким философским мышлением. За короткое время его лекции и диспуты получили такую известность, что на них присутствовало всегда большое число слушателей, прибывших из разных стран и местностей.

Во время правления халифа ан-Насира действовали рыцарские ордена ремесленников и аристократии — футувва. Посвящение в футувва осуществлялось надеванием на посвящаемого пояса. В качестве посланник халифа пояса, обычно, на представителей знати одевал Великий Мюршид Шихабаддин Абухафс Омар Сухраварди. Известно описание церемонии посвящения султана Иззеддина Кей-Кавуса I и беев в братство ахи, сопровождающееся ритуальными плясками. Сухраварди, прибывший во дворец султана в качестве посла халифа, несмотря на свой преклонный возраст, также участвовал в плясках со своими мюридами.

Английский ученый Дж. С. Тримнгэм пишет о Сухраварди: «Он был великим шейхом-учителем и его влияние, распространившееся не только через его учеников, но и благодаря его сочинению «Авариф ал-мариф», которое читали все суфийские наставники вплоть до наших дней. Суфии приходили к нему учиться почти со всем мира. «Арабский автор Ибн Халликан, современник Сухраварди, пишет: «Я встретил людей, которые слушали его лекции и останавливались в его халва, где обучались под его наставничеством, как это принято у суфиев. Они мне рассказали, какие странные они испытывали ощущения, когда им удалось достичь экстатического состояния (ахвал). Он прибыл в Ирбил как посланец багдадских властей и устраивал собрания для обсуждения религиозных вопросов, но мне так и не удалось увидеть его, ибо я был слишком молод. Он часто совершал паломничества в другие страны и иногда жил недалеко от Каабы. Многие из современных ему суфийских шейхов с ним переписывались, обращались к нему за помощью при решении сложных вопросов и искали его совета в форме фатвы».

Шихабаддин имел много последователей, а мистический орден «сухравардийа» имел много различных ответвлений. Среди них следует назвать братства его сына Имаддаддина Мухаммеда (умер в 1257), ширазского шейха Наджибаддина Бузгуша (умер в 1279) и других. Приверженцем мистического пути Сухраварди был и великий персидский поэт Саади Ширази (1208-1292), который, в своем «Бустане», писал:

Вот — тарикат! Идите неизменно
По нем, склоняя головы смиренно.
Шейх, что всю ночь в молитвах простоял,
Дервишам утром скатерть расстилал.
Не Саади, Сухраверди ученье,
Что доблесть мужа — на пути служенья.

Позднее среди шейхов, причисляющих себя к «сухравардийа», были такие выдающиеся личности как Нураддин Абд ас-Самад ан-Натанзи, Абдарразак ал-Кашани (умер в 1329), Саид ибн Абдаллах ал-Фаргани (умер в 1300), хотя причислять себя к этому ордену не всегда было безопасно. Другое дело Индия, где «сухравардийа» могла открыто существовать, как самостоятельная школа мистического направления. Одним из основателем этой школы, существующей в Индии и сейчас, был выдающийся ученик Сухраверди Нураддин Мубарак Газнави (умер в 1234). В Дели сохранились его гробница — всеми почитаемая. Если вы будете в Дели, не забудьте посетить эту гробницу и помянуть Великого Учителя и его Ученика. Умер Сухраверди в 1192 году в Багдаде.

ЯЗЫК МУРАВЬЁВ

Часть быстроногих Муравьёв, что преуспели,
В пределах низших царств достигли положенья,
Не только в обществе своём, но в окруженье
Зверей и птиц, которых слышать уж умели…

Решились новые Поля отвоевать!
И на пути своем заметили побеги,
В которых капельки росы, как в гнездах неги,
Осели утром… — Красота — не описать!

Один из умных Муравьёв спросил: — Откуда?
Собрат ответил: — Им начало на Земле!
Другой вмешался: — Да от Моря капли те!
И разгорелся спор: ну, где берется чудо?

Умнейший самый так сказал: — Да погодите,
Ведь вещь любая тяготеет лишь к началу,
Желая страстно возвратиться вновь к причалу!
В какую сторону влечет их, посмотрите!

Коль ком подбросить, он на Землю упадет,
Поскольку ком земной стремится к мраку, к дому.
Его начало, всем известно — дань земному.
А свет Божественный ко свету и уйдет!

Необходимость не равняй с воображеньем.
Желанье сущности — не сущность, а желанье.
Соединение с исходным — тайна Знанья…
Коль кто без крыл, не увлекайтесь же движеньем!

— А саранча? — Вопрос законный. Саранча
Лишь отрываться научилась от Земли…
Но говорили о росе мы, Муравьи!
Согрело Солнце воздух… В пар роса ушла!

Тогда и поняли они, что свет — ко свету!
Кого захочет Бог, того ведет в чертог,
И вразумляет всех сравнениями Бог!
Господь — предел наш. Слово, доброе от веку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.